01 августа 2019

Алматы по праву можно назвать велостолицей Казахстана. За последние два года в городе прошло свыше 50 мероприятий для любителей велоспорта. Это городские велопробеги, любительские и профессиональные велогонки, а с зарождением Алматинской федерации триатлона появились старты для триатлетов с обязательным велоэтапом.

Сегодня в южной столице проложено более 60 км велодорожек. Разумеется, до идеального «велогорода», когда человек может доехать из любой точки А в любую точку Б, не сворачивая с велодорожки, еще далеко, но первый, и главный, шаг сделан.

Ты помнишь, как всё начиналось…

История развития педального транспорта в Алматы началась ровно 10 лет назад, когда Ахметжан Есимов (аким города в 2008-2015 годах) объявил о начале «велосипедизации» мегаполиса.  «К 2020 году около 2% автотранспорта будет заменено велосипедами, - сказал тогдашний глава города и добавил, - Я считаю, что это очень мало, но, тем не менее, мы хотим внедрить опыт создания муниципального велосипедного парка, создать велосипедные дорожки и специальные для них стоянки». Отметим, что в 2011-2012 годах, по данным Глобального экологического фонда ПроООН, на велосипедах в Алматы ездило только около 1% горожан – примерно 17 000 человек. По данным экспертов, именно отсутствие велоинфраструктуры не позволяло в Алматы использовать двухколесный транспорт как основной (https://alatransit.kz/sites/default/files/finalnyy_otchet.pdf).

Именно поэтому руководство города стало создавать условия для велобайкеров: на проспекте Абая в 2010 году обустроили первую двустороннюю велодорожку длиной 2,5 км. Через два года велодорожки появились в западной части города, затем – вдоль Талгарской трассы и по берегу Большого алматинского канала. Нововведения дали свой результат, и уже в начале 2015 года А.Есимов объявил, что число велосипедистов-любителей в мегаполисе превысило 90 тысяч человек - в Алматы начался «велобум».

Новый импульс велодвижению придал велошеринг - прокат велосипедов. Фактически по всему городу в круглосуточном режиме заработали 180 автоматических велостанций. Сегодня, по данным городских служб, их количество превысило 200, каждый день активно пользуются велопрокатом около 10 000 алматинцев.

Но настоящим прорывом стало создание первой в Казахстане городской веломагистрали «Орбита–Зеленый базар» длиной более 20 километров. Она проходит от спальных районов до самого оживленного места Алматы через парковую зону «Атакента», университетского городка, старого центра города. Те, кто уже ездил на велосипеде по городу, сразу оценили новую трассу – ехать на ней намного проще и безопаснее, чем по проезжей части. Чуть позже к этой веломагистрали добавились локальные велодорожки, и в целом картина уже стала напоминать (пусть и отдаленно) современную велосипедную сеть дорог в европейских городах.

Как велосипеды улучшают экологию

Разумеется, сегодня рано говорить о положительном влиянии велотранспорта на оздоровление Алматы, задыхающегося от смога. Тем не менее, такое влияние есть. Энергия, которую затрачивает велосипедист на 1000 км, равняется энергии одного литра бензина. В среднем каждый велосипедист проезжает в год около 10 тысяч километров, что равноценно сжиганию 10 литров бензина. Таким образом, 90 тысяч велосипедистов «сэкономят» 900 тонн топлива.

Кстати, подобные расчеты давно проводятся в Европе. Европейская ассоциация велосипедистов (ECF) исследовала, как велопоездки влияют на реальный сектор экономики и бюджет. Расчеты велись на основе дистанции в 134 млрд километров - такая цифра возникла из прогнозов суммарного расстояния, которое жители Евросоюза станут проезжать на велосипеде за год начиная с 2028 года.

Оказалось, что велосипедизация позволит странам ЕС экономить миллиарды евро в год. Улучшение здоровья жителей высвободит 69 млрд евро, а уменьшение ДТП с участием автомобилей снизит расходы на 770 млн евро. Реже нужно будет ремонтировать дороги – при меньшей нагрузке они станут изнашиваться гораздо медленнее, что сбережет еще 44 млрд евро в год на ремонт (https://recyclemag.ru/news/velosipedisti-sekonomyat-stranam-milliardi).

Уникальная велогонка

В Алматы с приходом тепла ежемесячно проходят минимум два велопробега и совсем немного велогонок. Дело в том, что велопробег – регулярное городское событие, участвовать в котором может совершенно бесплатно любой желающий. Главное, выполнить всего два условия: иметь шлем и двухколесный транспорт – велосипед, самокат и т.п.

Велогонка – спортивное соревнование для любителей или профессионалов велоспорта. Самой известной велогонкой для профессиональных спортсменов можно назвать Тур де Франс. В Алматы есть аналог этой гонки - Тур Алматы, который пройдет 30-31 августа. Планируется, что в этом году на Тур Алматы выйдет около 20 команд, 4 из них будут казахстанскими.

Однако в Алматы есть своя уникальная велогонка, в которой участвуют только любители, профессиональные велогонщики с лицензией не допускаются к старту. Это Tour of World Class Almaty.  В 2019 году она пройдет 18 августа уже в шестой раз.

На гонке велолюбителям дают на выбор три дистанции. 14 километров для участников от 12 до 17 лет на шоссейном или МТВ-велосипеде. 34 километра для любителей от 18 лет на шоссейном или МТВ-велосипеде. А также 57 километров для участников старше 18 лет на шоссейном велосипеде.

Старт Tour of World Class Almaty по традиции обещает быть массовым: ожидается приезд сотен спортсменов из регионов Казахстана и из-за рубежа. В разные годы в велогонке принимали участие велогонщики-любители из Кыргызстана, России, Германии, Украины, США, Японии, Нидерландов, Италии, Израиля, Турции и других стран.

Все финишеры велогонки по традиции награждаются памятной медалью Tour of World Class Almaty, а победители – еще и ценными призами от партнеров. Соревнование проходит при содействии учредителя «Алматы марафона» – Научно-образовательного фонда им. академика Шахмардана Есенова, корпоративного фонда «Смелость быть первым» и при активной поддержке акимата города Алматы.

Регистрация участников на Tour of World Class Almaty осуществляется на сайте www.almaty-marathon.kz в период с 1 июля 2019 года до 9 августа 2019 года.

 

Материал опубликован на tengrinews.kz

Вход на сайт
Восстановление пароля